запомнить
Войти
Найти Рейтинг авторов

И в печали, и в радости (14) "Фестиваль огней"

Новая неделя в особняке началась с уборки. Ведь через 9 дней после Карвачот идёт замечательный Дивали («огненная гроздь») – праздник огней. Фестиваль является наиболее значимым в индуизме праздником. Дивали символизирует победу добра над злом, в знак этой победы люди повсюду зажигают сотни свечей и фонариков.
Дивали длится пять дней. В первый - стирают все белье, убирают комнаты, разбирают вещи, наводя идеальный порядок. Генеральную уборку считают своего рода очищающим ритуалом, избавляющим от ненужных вещей и грязи. Во второй день взрослые и дети играют в игры, «высыпая» целыми семьями во дворы. В третий рисуют дома специальные рисунки – ранголи. Красивые расписные рисунки-молитва, в виде человеческих следов, геометрических орнаментов с декоративными элементами располагаются на полу и стенах. Четвёртый день – самый красочный. Индийцы поджигают маленькие масляные лампы (так называемые "дии") и помещают их вокруг дома. Включают огни и зажигают свечи. А вечером собираются на улицу, чтобы полюбоваться миллионами красочных огней в небе. Ведь, как и у нас на Новый год, жители Индии запускают яркие фейерверки, восхваляя Богиню.
Пятый и последний день Дивали (Бхаи Дудж, Бхая Дудж) посвящается любви между братьями и сестрами. Сестра ставит священный красный тилак на лбу брата и молится за его долгую жизнь, а братья благословляют своих сестер и дарят им подарки.
**********
Для Абхая праздник огней начался с интервью в одном из отелей города. С сегодняшнего дня стартовал первый этап голосования. Голосовать имеют право все граждане Индии, старше 18 лет. Поскольку избирателей в Индии много, то выборы проходят в несколько этапов – чтобы ЦИК смог посчитать результаты. Бюллетеней также в стране нет, все голосования проходят через специальные электронные голосовательные машины.
После длительного «обстрела» со стороны журналистов, мужчина сидел, развалившись, в кресле своего кабинета. Несмотря на вынужденные трудности, всё шло, в общем-то, неплохо: он смог «правильно» ответить на каверзные вопросы, рассказал о своих планах, и в конце встречи даже пожелал удачи своим соперникам. Всё-таки его избиратели – люди из населения, и не любят, когда кто-то демонстрирует своё превосходство.
Заказав себе кофе, Абхай задумчиво раскрыл папку с бумагами, пробегаясь глазами по речи, которую произносил. Некоторые моменты ему не совсем понравились – были предложения, где слова звучали двусмысленно и избиратели могли неправильно понять. Нынче люди недоверчивы и придираются к мелочам…
-Можно?
В это время господин Вишал, улыбаясь, вошёл в кабинет приемника. Во время интервью он внимательно следил за Абхаем, каждый раз убеждаясь, что сделал правильный выбор.
-Да, конечно!- мужчина поклонился господину, указывая на кресло.- Хотите чего-нибудь?
-Нет, благодарю!- то покачал головой, опускаясь на мягкое сидение.- Вот, пришёл тебя поздравить! Хорошо держался сегодня! Думаю, эти «акулы пера» остались довольны!
-Вы так считаете?- с сомнением спросил Абхай.- Мне показалось, они были чересчур напористы и только и ждали момента, чтобы поймать на чём-нибудь…
-Это их работа, сынок! Главное, что ты не позволил им этого сделать! Нужно это отметить – может вечером, посидим в ресторане на Мандир-Мардж?!
-Я не могу….- мужчина недовольно скривился.- Обещал быть дома. Сейчас Дивали… Сами знаете – фейерверки и всё такое! Бабушка ещё заранее предупредила, чтобы я даже не думал задерживаться, чтобы не пропустить праздник!
-О, понимаю, семья – это святое!- господин Вишал вновь улыбнулся.- Я рад слышать от тебя такие слова! В своё время я даже боялся перечить жене, если намечались какие-либо ритуалы… Кстати, как там Парвати? У вас всё хорошо?
Да… Спасибо…, - вспоминая «жену», Абхай ненароком вспомнил и их «лунный обряд». Идти на поводу у своих чувств и вины всё-таки было большой ошибкой.
-Они с сестрой уже вовсю готовят дом к празднику.
-Не удивлён, что твоя жена нашла общий язык с семьёй! Она такая милая и знает все традиции страны, в которой родилась… Тебе очень повезло, Абхай! Цени Паро и не обижай – так вы проживёте в счастье и любви до конца дней!
Мужчине ничего не оставалось, как согласно кивнуть. Если бы он начал развивать тему брака, то они могли бы поссориться. Каждый разговор о женитьбе заставлял его злиться и вспоминать, ПОЧЕМУ Абхай стал таким.
-Вот бы и Ратха была как Парвати…, - внезапно, словно разговаривая с самим собой, продолжил господин Вишал.- Когда Аджит женился, я так радовался. Думал, он наконец-то остепенится и станет более ответственным. А оказалось совсем наоборот… Они абсолютно одинаковые – оба живут по западным обычаям и не признают старых традиций Индии.
-Это же хорошо, когда муж и жена смотрят в одну сторону! - не желая слишком уж развивать эту тему, как можно равнодушнее произнёс Абхай. Разговор о Ратхе и её муже до сих пор приносил боль.
-Возможно…, - господин Вишал медленно поднялся с кресла.- Именно поэтому ТЫ мой приемник, а не он! Человек, не признающий законов брака, живущий против традиций рода – не должен состоять в верховной палате! Даже если это мой родной сын!
Мужчина подошёл к Абхаю, порывисто обнимая.
-Я рад, что ты не такой! Увидимся на конференции!
С этими словами господин Вишал, удовлетворенно кивнув, покинул кабинет. Абхай ещё долго сидел задумчиво глядя в одну точку. Осознание, КАКОЕ сильное разочарование ждёт господина Вишала, когда через полгода раскроется обман с фальшивым браком, заставило испытать угрызения совести. Слишком уж часто он стал чувствовать вину, а это плохо. Нет! Абхай покачал головой, приводя мысли в порядок. Он всё объяснит, расскажет господину, ради чего так поступил. Тот должен его понять! Ведь единственное, что дорого осталось сердцу – это работа. Больше ничего нет…
************
Один из самых любопытных обычаев Дивали – потакание играм, особенно азартным. По легенде, в этот день богиня играла с мужем в шарады и распорядилась так, что всякий, кто будет также играть на ночь Дивали, будет процветать в течение всего последующего года.
Игры во дворе особняка Сереш проходили небольшой компанией. Девушки, из соседних особняков заранее договорившись о правилах и границах территории, играли в салки. В начале игры по жребию выбрали ведущего и того, кому первым завяжут глаза. Так повторялось несколько раз, пока все не поучаствовали.
Едва Паро надели повязку и раскрутили, девушка вытянула руки. Она слышала радостный смех вокруг, призыв Анджали совсем рядом, но как ни старалась никого не могла поймать. Ступая осторожно по каменному полу, Парвати беспомощно озиралась, пытаясь ловить смеющихся людей вокруг. Один раз ей даже удалось провести кончиками пальцев по мягкой ткани чьего-то сари… Но опять безуспешно. Девушка не теряла надежды, всё ближе двигаясь к главным воротам. Пока буквально не врезалась в кого-то под ошеломляющий вздох присутствующих…
-Всё, теперь я тебя никуда не отпущу!- счастливо воскликнула Паро, крепко сжимая полы чьей-то одежды. Правила игры состояли не только в том, чтобы поймать одного из играющих, ещё нужно было угадать кто это, не снимая повязки с глаз. Поэтому, не отпуская одну руку, другой девушка начала своё «исследование». Человек не двигался, позволяя ей угадать…
-Так, кто же ты?- она ощупывала жесткую ткань и пуговицы в два ряда. Было похоже что на пойманном что-то вроде жилета… Нет, пиджак, рубашка… Паро задумчиво замерла на мгновение, вспоминая всех, кто с ней играл – ничего похожего не было! Она поднялась выше. Крепкая шея, жесткая кожа, слегка колючая… Девушка потрогала ещё выше, чувствуя внезапное волнение… Она провела ладонью по щекам «пойманного», слегка коснулась волос. Они были мягкие и короткие… Резко убрав руку, Парвати почувствовала, как сильно забилось в груди сердце. Кажется, она знала, кто перед ней… Всё ещё надеясь, что ошиблась, девушка медленно стянула с глаз повязку и испуганно ахнула. Это был господин!
В тот день Абхай возвращался с банка, чтобы захватить кое-какие бумаги, которые забыл дома. Войдя во двор, он сразу заметил небольшую толпу девушек, в число которых входила его неугомонная сестра. Они играли в салки с завязанными глазами. Стараясь не мешать, мужчина начал быстро продвигаться к дому, пока ему навстречу вдруг не выскочила Парвати, крепко хватая за пиджак…
-Простите…, - девушка быстро отпрянула, виновато опуская взгляд. Она только что при всех его ощупала! Какой стыд!
-Я вижу, праздник идёт полным ходом?!- Абхай смотрел на смущенную «жену», слегка улыбаясь. Их неожиданная «встреча» показалась ему забавной.
-Брат!- Анджали заметив неловкость, которую испытывала сейчас невестка и, боясь злости брата, тут же подбежала к нему.- Не ожидала, что ты вернёшься так рано! Ты же знаешь – игры являются важной частью фестиваля Дивали! И мы тоже играем…
-Я заметил…, - оторвав взгляд от Паро, Абхай «сердито» покачал головой.- Прямо как дети!
Больше не сказав ни слова, он пошёл дальше. Анджали удивленная такой спокойной реакцией, обернулась к невестке.
-Он даже не разозлился…, - ошеломлённо произнесла она.- Ты слышала, Парвати?
Та лишь молча кивнув, подняла глаза и посмотрела в ту сторону, куда ушёл господин. Она не думала о его злости, огромная волна стыда до сих пор накрывала с головой. Как можно было сразу не узнать? Ведь пришлось ощупать его грудь, потрогать лицо и волосы… От смущения, девушка закрыла пылающее лицо руками.
-Брось, Паро!- поняв причину смущения, Анджали приобняла невестку.- Ничего страшного не произошло! Мы же играли, и ты не знала, кого «поймала»! Да и потом – Абхай ведь твой муж… Ты не должна смущаться!
-Я всё равно чувствую себя неловко…, - распустив девушек, с которыми они играли, Парвати с Анджали возвращались в дом. Вечером ещё им нужно было нарисовать небольшие следы на каменном полу дома, используя рисовую муку и киноварь. Это символизирует то, что домочадцы ожидают прибытие Богини на праздник. Повесить колокола, цветочные гирлянды, гобелены, зеркала, светодиодные фонари и т.д. Это также способ поприветствовать богиню богатства и процветания.
-Нехорошо демонстрировать чувства при всех! Отношения мужа и жены должны быть только между ними…
-Верно!- Анджали вдруг радостно заулыбалась.- Мне нравится, что ты так считаешь! А ещё мне нравится, что ты говоришь о ваших чувствах! Это так мило!
Бросив растерянный взгляд на сестру господина, Паро вновь почувствовала очередной прилив стыда. Говоря о том, что испытала, она зачем-то упомянула о «чувствах» и «отношениях»… Что за чушь?! Ведь нет ничего! Зачем сказала Анджали? Глупая, глупая, Паро!
***********
-Чёртовы лампы!
Абхай влетел на кухню в ярости, не замечая Парвати, которая вместе с одной из служанок раскладывала сладости на подносы. На Дивали люди дарят их друг другу, в знак благословления. Особенно популярны: Ранголи, Расгулла, Джалеби и Гаджар-Ка-Халва.
Подойдя к крану с холодной водой, мужчина резко открыл его и подставил правую ладонь под струю.
-Что случилось?- оставив работу, Парвати тут же подошла к нему. Видя боль на его лице, девушка, словно сама ощутила её.
-Ничего!- буркнул он, кидая короткий взгляд на «жену», наконец-то её заметив.- Эти ваши ритуалы когда-нибудь доведут меня, и я прикажу отменить их в нашем доме! Кто только придумал поджигать масляные лампы и расставлять их повсюду?!
- Лампы символизируют знания или внутренний свет, который приносит внутреннее умиротворение и борется с тьмой и невежеством…, - не отрывая взгляда от покрасневшей ладони Абхая, произнесла Паро.- Это неотъемлемая часть праздника Огней!
-У тебя на всё есть ответ, да?!- закончив охлаждать руку, недовольно ответил мужчина.- Будь моя воля, залил бы все эти чаши водой и отправился пораньше спать! Так нет, ещё фейерверки придётся запускать… Ненавижу праздники!
-Вам больно, да? – поднимая встревоженный взгляд, нерешительно спросила она.- Позвольте, я посмотрю ожёг?
-Всё со мной нормально!- Абхай отдёрнул руку, к которой потянулась Паро.- Не умру! Займись лучше своим делом и не лезь, куда не просят!
С этими словами мужчина так же быстро покинул кухню, как там появился. Девушка огорченно смотрела на удаляющуюся спину и думала о волдырях, которые заметила на его ладони. Не так-то просто ему будет сегодня зажигать фейерверки… К ночи рука ещё больше разболится, если не предпринять никаких действий…

Расстилая одеяло на софе, Парвати думала о том, что скажет господину, когда он придёт в комнату. Она планировала уговорить его помазать обожженную ладонь. Когда у неё было немного свободного времени перед зажжением огней, девушка приготовила специальную смесь, которой её научила мама. Давно, ещё в детстве, когда сама обжигалась, эта мазь быстро помогала охладить жар на коже и избавиться от болезненных волдырей. Но согласится ли господин Абхай? Ведь он так упорен и не принимает ничьей помощи! Она видела, как трудно ему было пускать фейерверки и чего стоило не показывать боли, которую испытывал при каждом соприкосновении с ладонью. Но даже тогда он не показывал истинных чувств.… Стойко переносил мучения, ради того, чтобы устроить всем праздник!
Кинув задумчивый взгляд на поднос с мазью, Паро решила тоже быть упорной и попытаться «заставить» господина послушать её. Понимание того, как он, должно быть, страдает, испытывая боль, перевешивало страх. И ждать пришлось недолго. Едва постель была приготовлена и девушка расчёсывала волосы перед зеркалом, в комнате появился Абхай. Он мельком взглянул на «жену» и громко захлопнул дверь. Молча снял кафтан и раздраженно кинул его на кровать. Подошёл к шкафу и, широко раскрыв его, достал ночную рубашку и штаны. Потом также ничего не говоря, скрылся в ванной комнате, плотно прикрывая дверь. Всё это время девушка неотрывно следила за каждым его движением… Господин в основном использовал левую руку. Правую же держал немного неуклюже, слегка сжимая в кулак. Парвати стало понятно – её опасения об ухудшении его состояния оправдались. Видимо волдыри увеличились и теперь каждое движение и соприкосновение с кожей – отдавалось невыносимой болью.
Вышел Абхай уже готовым ко сну. Как всегда развесив полотенце на двери, направился к постели, чтобы её расправить.
-Как ваша рука?- осторожно начала Парвати.
Внутренне она была готова к резкому отпору, поэтому даже не придала значения грубому ответу:
-Нормально. Я же говорил уже.
-Позвольте, я посмотрю…, - девушка двинулась к мужчине, натыкаясь на раздраженный взгляд.
-Мы, кажется, уже это обсуждали! Нечего тебе там смотреть! Ложись спать!
-Я не смогу уснуть, зная, что ваша рука ноет от боли… Пожалуйста, можно я посмотрю?!
-Паро!- Абхаю была непонятна её настойчивость.- Что я не ясно тебе сказал?! С рукой всё в порядке и перестань уже настаивать! Так ты меня только злишь!
-Я видела, как вы зажигали огни на празднике…, - не унималась та.- И заметила, как больно вам было всякий раз, когда что-то соприкасается с обожжённой ладонью. Прошу вас, дайте мне взглянуть на ожёг. Я могу облегчить боль…
-Я думал, во время запускания фейерверков нужно смотреть на сами фейерверки, а не на того, кто их поджигает?!- язвительно прозвучало в ответ, но уже не так категорично.- Зачем тебе это?
-Хочу помочь…, - смущенно проговорила девушка, делая несколько шагов к «мужу».- Помимо вашей боли, я заметила как счастливы были ваша бабушка и Анджали от того праздника, что вы устроили. Их счастье – только ваша заслуга! Позвольте мне всего лишь взглянуть… Обещаю, больше я вас ни о чём не попрошу!
Мужчина вновь подозрительно взглянул на Парвати. Её упрямство раздражало и нравилось одновременно.
-Смотри, я запомню твои слова! - он нехотя протянул руку. - Видишь, всё в порядке?
Едва он позволил осмотреть ладонь, Паро не мешкая схватила со стола тарелку с мазью и приготовилась применить её. Но Абхай снова отдёрнул ладонь.
-Это ещё что такое?
-Мазь…, - девушка виновато посмотрела в чёрные глаза.- Когда я была маленькой, мама всегда обрабатывала ею мои ожоги и болячки. Эта смесь унимает боль и охлаждает пораженные участки.
-На мазь мы с тобой не договаривались!- мужчина не хотел, чтобы его руку мазали неизвестно чем. Лучше потерпеть боль, хоть она была уже и невыносимой.
-Она заведомо входила в моё обещание!- осторожно пояснила Парвати, вновь беря руку «мужа».- Не бойтесь, она просто волшебная! Вот увидите, завтра уже не так сильно будет болеть!
-Я не её боюсь, а твоей внезапной упорности!- Абхай задумчиво наблюдал, как девушка аккуратно обмакнув кончики своих пальцев в желтоватую консистенцию, стала не спеша мазать его ладонь.- Откуда она вдруг появилась?
-Напористость обычно мне не свойственна…, - кидая короткие взгляды на мужчину, улыбаясь, ответила она.- Я просто хочу помочь.
Покрыв ладонь господина мазью, Паро отпустила руку и убрала тарелку.
-Какие ощущения? Что чувствуете?
-Приятные…, - вынужден был признаться он, рассматривая измазанную ладонь.- Лёгкий холодок по руке.
-Хорошо!- она вновь улыбнулась, на этот раз глядя прямо на Абхая.- Подождите, пока высохнет, и ложитесь спать. Завтра ещё раз помажем!
-Мы ещё и завтра будем мазать?!- удивляясь, спросил мужчина.- Ты никогда не думала пойти учиться на бизнесмена? Разводишь людей на раз!
Отрицательно покачав головой, Парвати не могла перестать улыбаться. Губы господина тоже дрогнули в улыбке… Этот момент взаимного умиротворения заставил обоих отметить, что оказывается, они вполне спокойно могут общаться без упрёков и унижений. Просто разговаривать, не раздражаясь. Как самая настоящая супружеская пара…
-Я… пойду… отнесу мазь на кухню…, - смущенно опуская голову, девушка направилась к двери. Сердце вдруг забилось сильнее, и щёки предательски зарделись.
- Нужно оставить её на ночь в холодильнике… Так можно не бояться, что она пропадёт!
-Хорошо…, - согласился Абхай, понимая, что опять чувствует эту волнующую неловкость между ними.- Спасибо…
Услыхав внезапные слова благодарности, Парвати не поверила собственным ушам. Удивленно обернувшись, встретилась глазами с господином. Биение сердца лишь ускорилось. В его ясном спокойном взгляде светилась искренность. Он действительно поблагодарил от души! Чувствуя, как неизведанные чувства накрывают с головой, девушка резко отвернулась и поспешила покинуть комнату. Что-то слишком часто в последнее время она чувствует это трепетное волнение рядом с «мужем». Оно не было похоже на страх. Нет! Это явно что-то другое… Но что?!
09 июня 2019 мне нравится