ЗАКОН ЛЮБВИ
Любовь – это когда забываешь о себе и наслаждаешься радостью другого человека. (Михаэль Лайтман)
ЭТИ ВОПРОСЫ БЫЛИ ЗАДАНЫ КАББАЛИСТУ МИХАЭЛЮ ЛАЙТМАНУ ВО ВРЕМЯ ПРЯМОГО ЭФИРА ЕГО ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫХ УРОКОВ. ЭТО ТО, ЧТО ВОЛНУЕТ СЕГОДНЯ ЛЮДЕЙ, ЖИВУЩИХ В РАЗНЫХ ЧАСТЯХ СВЕТА.
-ПОЧЕМУ ЛЮБОВЬ ВСЕГДА СОПРОВОЖДАЕТСЯ ТАКИМИ БОЛЬШИМИ СТРАДАНИЯМИ? ПОЧЕМУ ЛЮБОВЬ И БОЛЬ ВСЕГДА ПРИХОДЯТ ВМЕСТЕ?
-То, что мы привыкли называть любовью, на самом деле всего лишь одна из возможностей использования ближнего. Просто мы делаем это в такой форме, что нам кажется, будто мы его любим. А в действительности это все равно, что любить рыбу, – мы любим лишь то, что приносит нам наслаждение.
Конечно же, любовь между людьми отличается от любви к растениям или животным. Если я отношусь к ним с любовью, то в ответ на свою заботу почти наверняка получаю ответную любовь. Я чувствую, как мое домашнее животное или растение положительно на меня реагирует, отвечает благодарностью. А в отношениях с людьми возникает проблема, потому что в ответ на любовь к ним мы не всегда получаем ожидаемую реакцию. Ведь у каждого человека свои эгоистические желания, свои реакции и расчеты. Поэтому все складывается не так просто, как в отношениях между человеком и созданиями с низших ступеней развития – животным или растением. Между двумя людьми любовь должна быть основана на отмене своего эго и своего рода растворении друг в друге.
Каббала много об этом говорит, потому что в любви заключается главная сила и основное исправление мира. В каббалистических книгах прямо так и говорится: «Возлюбить ближнего, как самого себя, – это главный закон». Основная сила природы, которая в каббале называется Творцом, – это сила любви, и все только ею создано и управляется. Поэтому единственное, к чему мы должны прийти, – это только к любви, почувствовать, что представляет собой само понятие любви и обрести ее свойства.
Однако научиться любить – хоть и великое, но необычайно сложное дело. Ведь любить – это значит вместо своих желаний и устремлений, вместо своих целей, принять желания любимого человека и наполнить его желания, устремления и цели, а самого себя видеть лишь как средство для наполнения другого человека. Тогда это называется любовью.
-И ЧТО ЧЕЛОВЕК ТОГДА ОЩУЩАЕТ?
-И тогда он ощущает наслаждение от того, что наслаждается другой.
-И В ЭТОЙ ЛЮБВИ НЕ БУДЕТ СТРАДАНИЯ?
-В такой любви не может быть страдания, ведь человек ничего не ждет в ответ. Если любовь заключается только в том, чтобы любить другого, ничего не требуя от него взамен, то она никогда не может сопровождаться страданием – ты будешь всегда наслаждаться. Ведь в этом случае все будет зависеть только от тебя: ты знаешь, чего человек хочет – так дай ему это, не требуя никакой благодарности. И тогда ты будешь только наслаждаться.
-НО ЕСЛИ Я ПРОСТО ВСЕ ЕМУ ОТДАМ, У МЕНЯ ЖЕ НИЧЕГО НЕ ОСТАНЕТСЯ!
-Но это и называется любовью... А иначе это просто расчет: ты – мне, я – тебе. Ты продаешь ему что-то и требуешь за это заплатить. Это уже не любовь. Любовь бывает только в одну сторону, когда я дарю кому-то свою любовь без всякого расчета на вознаграждение.
-ЗАЧЕМ ЖЕ МНЕ ТАКАЯ ЛЮБОВЬ?
-В этом и состоит проблема! Любовь между людьми мы воспринимаем так же, как любовь к рыбе: мне нравится какая-то еда, и я люблю ее за то, что получаю от нее удовольствие. Мы путаемся в самом понятии любви, и если ты любишь кого-то именно так – знай, что это не называется любовью. Просто тебе приятно то, что дает тебе наслаждение.
Истинная любовь означает, что человек совершенно не думает о себе – только о другом – и желает наполнить только его. И наслаждается он тем, что делает это без всякого собственного расчета, какой-то оглядки на самого себя, не ожидая ничего взамен.
-В ЧЕМ ЖЕ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ЭТО НАСЛАЖДЕНИЕ?
-Вот это наслаждение действительно духовное. И мы должны достичь именно такой любви. Это делает человека свободным! Он вдруг ощущает себя независимым от самого себя, и это дает ощущение вечной и совершенной жизни.
Если человек по отношению к другим может на самом деле реализовать этот главный принцип любви: «Возлюби ближнего, как самого себя» – он поднимается над своей природой, перестает быть привязанным к самому себе.
Наша материальная любовь между людьми в этом мире призвана указать нам путь к любви еще более высокой, в отрыве от собственных интересов – к так называемой абсолютной любви.
И мы когда-нибудь научимся любить.
Михаэль Лайтман
www.kabmir.com
ЭТИ ВОПРОСЫ БЫЛИ ЗАДАНЫ КАББАЛИСТУ МИХАЭЛЮ ЛАЙТМАНУ ВО ВРЕМЯ ПРЯМОГО ЭФИРА ЕГО ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫХ УРОКОВ. ЭТО ТО, ЧТО ВОЛНУЕТ СЕГОДНЯ ЛЮДЕЙ, ЖИВУЩИХ В РАЗНЫХ ЧАСТЯХ СВЕТА.
-ПОЧЕМУ ЛЮБОВЬ ВСЕГДА СОПРОВОЖДАЕТСЯ ТАКИМИ БОЛЬШИМИ СТРАДАНИЯМИ? ПОЧЕМУ ЛЮБОВЬ И БОЛЬ ВСЕГДА ПРИХОДЯТ ВМЕСТЕ?
-То, что мы привыкли называть любовью, на самом деле всего лишь одна из возможностей использования ближнего. Просто мы делаем это в такой форме, что нам кажется, будто мы его любим. А в действительности это все равно, что любить рыбу, – мы любим лишь то, что приносит нам наслаждение.
Конечно же, любовь между людьми отличается от любви к растениям или животным. Если я отношусь к ним с любовью, то в ответ на свою заботу почти наверняка получаю ответную любовь. Я чувствую, как мое домашнее животное или растение положительно на меня реагирует, отвечает благодарностью. А в отношениях с людьми возникает проблема, потому что в ответ на любовь к ним мы не всегда получаем ожидаемую реакцию. Ведь у каждого человека свои эгоистические желания, свои реакции и расчеты. Поэтому все складывается не так просто, как в отношениях между человеком и созданиями с низших ступеней развития – животным или растением. Между двумя людьми любовь должна быть основана на отмене своего эго и своего рода растворении друг в друге.
Каббала много об этом говорит, потому что в любви заключается главная сила и основное исправление мира. В каббалистических книгах прямо так и говорится: «Возлюбить ближнего, как самого себя, – это главный закон». Основная сила природы, которая в каббале называется Творцом, – это сила любви, и все только ею создано и управляется. Поэтому единственное, к чему мы должны прийти, – это только к любви, почувствовать, что представляет собой само понятие любви и обрести ее свойства.
Однако научиться любить – хоть и великое, но необычайно сложное дело. Ведь любить – это значит вместо своих желаний и устремлений, вместо своих целей, принять желания любимого человека и наполнить его желания, устремления и цели, а самого себя видеть лишь как средство для наполнения другого человека. Тогда это называется любовью.
-И ЧТО ЧЕЛОВЕК ТОГДА ОЩУЩАЕТ?
-И тогда он ощущает наслаждение от того, что наслаждается другой.
-И В ЭТОЙ ЛЮБВИ НЕ БУДЕТ СТРАДАНИЯ?
-В такой любви не может быть страдания, ведь человек ничего не ждет в ответ. Если любовь заключается только в том, чтобы любить другого, ничего не требуя от него взамен, то она никогда не может сопровождаться страданием – ты будешь всегда наслаждаться. Ведь в этом случае все будет зависеть только от тебя: ты знаешь, чего человек хочет – так дай ему это, не требуя никакой благодарности. И тогда ты будешь только наслаждаться.
-НО ЕСЛИ Я ПРОСТО ВСЕ ЕМУ ОТДАМ, У МЕНЯ ЖЕ НИЧЕГО НЕ ОСТАНЕТСЯ!
-Но это и называется любовью... А иначе это просто расчет: ты – мне, я – тебе. Ты продаешь ему что-то и требуешь за это заплатить. Это уже не любовь. Любовь бывает только в одну сторону, когда я дарю кому-то свою любовь без всякого расчета на вознаграждение.
-ЗАЧЕМ ЖЕ МНЕ ТАКАЯ ЛЮБОВЬ?
-В этом и состоит проблема! Любовь между людьми мы воспринимаем так же, как любовь к рыбе: мне нравится какая-то еда, и я люблю ее за то, что получаю от нее удовольствие. Мы путаемся в самом понятии любви, и если ты любишь кого-то именно так – знай, что это не называется любовью. Просто тебе приятно то, что дает тебе наслаждение.
Истинная любовь означает, что человек совершенно не думает о себе – только о другом – и желает наполнить только его. И наслаждается он тем, что делает это без всякого собственного расчета, какой-то оглядки на самого себя, не ожидая ничего взамен.
-В ЧЕМ ЖЕ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ЭТО НАСЛАЖДЕНИЕ?
-Вот это наслаждение действительно духовное. И мы должны достичь именно такой любви. Это делает человека свободным! Он вдруг ощущает себя независимым от самого себя, и это дает ощущение вечной и совершенной жизни.
Если человек по отношению к другим может на самом деле реализовать этот главный принцип любви: «Возлюби ближнего, как самого себя» – он поднимается над своей природой, перестает быть привязанным к самому себе.
Наша материальная любовь между людьми в этом мире призвана указать нам путь к любви еще более высокой, в отрыве от собственных интересов – к так называемой абсолютной любви.
И мы когда-нибудь научимся любить.
Михаэль Лайтман
www.kabmir.com
14 октября 2008
мне нравится
Смотри ещё: